Как пианист, композитор и индивидуальность, Франц Лист имел успех во время всего девятнадцатого столетия и оригинально повлиял на двадцатое. Хотя Лист родился наряду с первым поколением романтичных композиторов (Берлиоз, Шопен, Шуман и Мендельсон), он пережил их всех, чтобы стать другом Вагнеру, и стать сторонником «музыки будущего».
Франц Лист родился в Венгрии, его отец работал для семьи Esterhazy , и скоро признал потрясающие успехи своего сына. После обучения у Черни и Сольери в Вене в 1821 году, Лист быстро сделал себе имя виртуоза фортепьяно, выступив в Лондоне и Париже. В четырнадцать лет он написал Дона Санче , оперетту, которая была поставлена в Париже. Здесь он жил с 1823 до 1835 года, и завел дружбу с продвинутыми литературными фигурами и живописцами, а так же с Берлиозом и Шопеном. Эти два композитора наряду с Паганини, которых он услышал с изумлением в 1831 году, были первичным влиянием на формирование сложного эстетического характера Листа.
Берлиоз вселял размышления в наибольшие, самые великие, и самые красочные моменты. Это была музыкальная мысль, которая часто вдохновлялась литературой, и содержала в себе заложенные скрытые смыслы. Фактически можно сказать о Берлиозе, как о начале той эпохи Романтизма, которая проходит через Листа к Вагнеру и затем в музыку Малера и Ричарда Штрауса. Лист был в центре того, что стало категорическим расколом на этой дороге и более консервативной и в конечном счете менее влиятельной романтичной традицией, воплощенной в музыке Мендельсона, Шумана и Брамса.
Скрипка Паганини, играя, вдохновила Листа к самым большим высотам виртуозности и таланта. Лист четко заявил, что он хотел бы сделать для фортепьяно то, что Паганини сделал для скрипки. И Лист углубился в переложение множества каприсов для скрипки в очень эффектную и виртуозную музыку для фортепьяно. Самые великие пианисты того времени, включая Шопена и Мендельсона, считали его самым большим техническим пианистом, которого знал мир.
И Паганини и Лист показывали самый высокий калибр виртуозности и музыкальности с сознательным и харизматическим талантом к тому, чтобы поддерживать их на значительном уровне. Они были образными прототипами выступающих артистов, которые больше всего приближены к рок- звездами нашего времени. Концерты Листа были известны слабостью и обмороками женщин из аудитории, и пока Лист, возможно, играл Бетховена в своей студии, его общественные концерты в этот период не были кроткой демонстративной музыкой, и главным образом написанной им самим. Фактически, именно Лист с его эгоизмом изобрел современные соло-концерты, сначала называемые " soliloquies ".
От Шопена Лист взял и развивал далее его суть потенциала фортепьяно для близкого поэтического значимого выражения, а не претенциозного украшения, и возможности фортепьяно для самых тонких окрасок и штрихов. От Баркаролы Шопена через Le Jeaux d ' eau a la Villa de Este Листа мы проходим по пути к импрессионизму Дебюсси и Равеля. И таким образом мы имеем в одном человеке целый диапазон качеств - от поэта и провидца до шоумена и даже шарлатана, который недоумевает, почему мы все еще сомневаемся в величии композитора Листа.
Лист развивался более медленно как композитор, чем как исполнитель. До 1834 года большая часть его деятельности состояла в переложении работ других композиторов в репертуар для своих концертов. 1835 - 1839 года - это период Необычных Этюдов (включая № 3, Paysage ; № 7, Eroica , и №10, Allegro agitato molto - Etude в фа миноре) и трех книг Annees de Pelerinages , которые содержат много важных фортепианных работ, таких как Vallee d ' Obermann и Tre Sonetti di Petrarca . После этого было написано много венгерских рапсодий (среди них №2; № 8; и № 12), оперных переложений (включая Вальс из " Faust " Гуно; " Rigoletto " Верди и Увертюру к " Tannheuser " Вагнера), и песен (подобных Das Wandern из песенного цикла Шуберта, " Die sh o ne M u llerin " and Der Lindenbaum из « Wintereisse »).
В 1847 году Лист бросил свою полноценную рабочую карьеру. С 1834 года у него был несколько скандальный роман с Графиней d ' Agoult . Но уже в 1842 году они сделали Женеву своим домом и имели трех детей. Косима, единственная, кто пережила детство, родилась в 1837 году, позже она вышла замуж за Ганса фон Балоу, первого ученика Листа, и позже оставила его и ушла к Вагнеру.
Роман с Графиней закончился в 1844 году. В заключительном туре Листа, когда он играл в Киеве, он встретил Принцессу Керолайн Сэйн-Виттдженстейн. Хотя она не могла получить развод, она очень этого хотела. Принцесса создала другой скандал, присоединившись к Листу в Ваймаре в 1849 году, где он был назначен Великим Герцогским Дирижером Экстраординарной Музыки. Освобожденный от туров, Лист сделал Ваймар центром прогрессивного музыкального движения. Пианисты приезжали со всей Европы, чтобы учиться с ним, и именно здесь Лист начал дирижировать работы Берлиоза, Вагнера и других композиторов. Свобода его фортепианного стиля была приведена к стилю дирижирования, который также, оказалось, повлиял на будущее.
Лист с Дюма, Гюго, Санд, Паганини и Россини остались в Ваймаре до 1859 года. Эти важные годы произвели симфонии Данте и Фауста, а также двенадцать Симфонических Поэм, новый жанр, который он изобрел.
Возможно самая большая фортепьянная композиция Листа - Соната си мажор также была написана в то время (1854 год). Это огромная соната с единственной проходящей через нее темой, которая изобретательно преобразовывается в контрастирующие характеры и переходит в дьявольскую фугу к концу части, которую некоторые видят как блестящее напоминание о Фаусте.
В 1860 году Лист переехал в Рим, чтобы жить на Villa d ' Este , и брал незначительные заказы, ставшие Аббе Лист в 1865 году. Лист долго имел религиозные тенденции, и искренние и показные. Теперь Лист делил все свое время между Римом, Ваймаром и Будапештом. Его последний стиль далее исследовал внешние пределы хроматической гармонии (известный «Tristan» Вагнера был предвкушен Листом в пьесе в 1845 г), а работы, типа Nuage Gris и Czardas Macabre явно ожидали Дебюсси или даже Бартока. Лист умер в 1886 году в Байреуте после завершения заключительного юбилейного тура, который повторно посетил Париж и Лондон.
Франц Лист, гений, шоумен, самовлюбленный, но щедрый, мирской, но религиозный, друг и наставник многих из самых великих музыкантов этого периода, остается сложной фигурой для нас. В то время как к части его более яркой музыки относились менее серьезно, великие пианисты показали, что некоторые из кажущихся элементов бравурности несут высокодуховный элемент, который должным образом понимается и ассимилируется. |