Если бы Книга рекордов Гиннеса в середине XIX века уже существовала, то Шарль-Валантен Алькан там, без сомнения, значился бы едва ли не на десятке страниц. Его современник, Ганса фон Бюлов, называл Алькана «Берлиозом фортепиано», так как тот практически всю Библию смог переложить на музыку. Имя его, однако, малоизвестно, так как из «официальной» версии музыки Западной Европы Алькан долгое время был попросту вычеркнут.
Родился Шарль-Валантен Алькан в 1813 году – золотое время, когда на этом свете появился целый сонм выдающихся композиторов: в 1810 – Шуман и Шопен, год спустя – Лист, а в 1813, помимо Алькана, Вагнер и Верди. Алькан при жизни входил в элиту мировой музыки и стоял в одном ярду с теми, кто стал создавать невероятно красивые классические композиции после великого Бетховена. Романтик по натуре, он черпал вдохновение и в поэзии, и в природе, и в творчестве других авторов, и надо сказать, считался одним из ведущих в Европе композиторов.
В дальнейшем судьба Алькана незавидна – его имя было незаслуженно забыто почти на столетие. Однако начиная с 1970-х годов музыка великого композитора вновь востребована – отчасти из-за виртуозного исполнения произведения Алькана Марком-Андре Амленом, канадским виртуозом.
Творчество Алькана является альфой и омегой мировой романтической музыки, которая во все времена не утрачивает своей актуальности.
|