Классическая музыка куда более знакома всем нам, чем мы могли бы себе представить. Действительно, в настоящее время она практически окружает нас со всех сторон. Она находится в ресторанах, магазинах и больших торговых центрах, на эскалаторах; она используется в рекламе и в телепередачах, как основная тема или в качестве фонового сопровождения. Много музыки из фильмов или непосредственно используется или пишется в 'классическом' стиле. В качестве примеров можно взять как фильм «2001: Космическая Одиссея», так и более поздние музыкальные сопровождения Джона Вильямса, написавшего музыку для таких фильмов как «Звездные войны» и «Индиана Джонс».
В обширном и всестороннем мире классической музыки каждый действительно найдет что-то именно для себя – те частицы, которые каждый для себя откроет, станут началом волнующего и незабываемого путешествия, которое будет радовать Ваши уши на протяжении всей жизни. Например, те, кого волнуют работы инструменталистов, будут восхищаться такими виртуозами, как Лист и Паганини, или же, если кому-то больше по душе спокойствие или уединение, то камерная музыка Гайдна или Моцарта придется в самый раз.
Если кого-то утомляет большой симфонический оркестр, то Вам больше подойдет Чайковский или Ричард Штраус, которые могут оказаться именно тем, чем нужно, тогда как тот, кто уже разогрелся «Временами Года» Вивальди, мог бы уже попробовать музыку некоторых его великих современников - Генделя, Иоганна Себастьяна Баха или Доменико Скарлатти. Независимо от того, какими бы ни оказались Ваши вкусы, никогда не поздно начать собирать коллекцию классической музыки на компакт-дисках.
Любая попытка определить, что же буквально означает термин 'классическая' музыка, чревата трудностями. Как можно изложить в нескольких простых словах музыкальную традицию, которая охватывает такие бесконечные вариации стиля и выражения - от монашеского интонирования Григорианского хорала до непринужденных джазовых импровизаций «Рапсодии в стиле Блюз» Гершвина, от изящного равновесия «Маленькой ночной серенады» Моцарта к отчаянной усиленной эмоциональности «Патетической» Симфонии Чайковского? Можно ступить на очень неустойчивую почву, если предположить, что эта музыка просто 'выше' других музыкальных стилей, таких как поп, джаз, рок и т.п., уже не говоря о музыке других культур.
В общем-то, поп-музыка может быть столь же ясной в выражении, как и огромное количество примеров в классической музыке. Одно важное различие, однако, состоит в логической связи, которая существует в классической музыке между началом и концом произведения, с последующим логическим продолжением и развитием предыдущего. Поп-музыка, с другой стороны, имеет тенденцию представлять свой материал без развития, заканчивая музыкальный фрагмент, когда он уже исчерпал свой интерес.
К сожалению, пока что классическая музыка является социально неадаптированной. Она связана в умах большинства людей с интеллектуальной элитой. Даже сегодня, с определенными благородными исключениями, посещение 'живого' концерта может показаться пугающим (чтобы не сказать дорогостоящим) для неподготовленного слушателя, особенно в таких наиболее заботливо охраняемых учреждениях, типа оперного театра. Замечательная вещь эта технологическая эра, в которой мы живем, и особенно замечательно появление компакт-диска! Поэтому мы можем обойти все эти несуразные социальные и интеллектуальные отговорки и наслаждаться в комфорте своего собственного домашнего уюта (часто по гораздо меньшей стоимости) частью самой прекрасной музыки, когда-либо написанной.
Из жизни композиторов:
Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Ты так замечательно играешь! - сказал он юному музыканту. - Мне никогда так не научиться...
- Да что ты! - удивился маленький Вольфганг. - Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...
- Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...
Вот это да! - восхитился малыш. - Наверно, писать стихи очень трудно?
- Да нет, совсем легко. Ты попробуй... Собеседником Моцарта был юный Гёте.
_______________________________________________________________________
Паганини воздействовал на своих слушателей многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных". Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:
- Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.
Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне...
|