EveryNote logo
Классическая музыка - всех времен
 
Введение в Классическую музыку
Антонио Вивальди
Арканджело Корелли
Иоганнес Брамс
Джузеппе Верди
Иоганн Себастьян Бах
Йозеф Гайдн
Клод Дебюсси
Людвиг Ван Бетховен
Вольфганг Амадей Моцарт
Петр Ильич Чайковский
Франц Лист
Франц Питер Шуберт
Фредерик Шопен
Фридрих Вагнер
Шарль-Валантен Алькан
Мы слушаем классику!

Реклама

Музыка и беременность

Афиша:


Концерт
Ансамбль солистов Российского национального оркестра. Дирижер Алексей Богорад. Московский ансамбль современной музыки
Концертный зал Камерный зал Московской филармонии,
Чт 24 июня, 19:00
(495) 232 53 53, Тверская, 29, стр. 3

Прошедшие концерты




Чистые листы Чайковского




Впервые дневники Чайковского вышли отдельной книгой в издательстве "Музыкальный сектор" в 1923 году в Петрограде. Новое их издание в содержательном плане полностью дублирует издание 1923 года, из чего издатели не делают тайны, прямо указывая источник, по которому печатается текст. Вместе с тем все-таки есть ряд отличий. Как положительного, так и отрицательного характера.

Во-первых, последнее издание выгодно отличает полиграфия: хорошая бумага, твердый переплет. А отсутствие какого бы то ни было предисловия скорее оправданно, поскольку в предисловии 1923 года, написанном товарищем Чемодановым о Петре Ильиче, говорится как о композиторе "…несомненно ни в какой мере не созвучном современности с ее революционной идеологией". В-третьих, неожиданно в конце книги появилось приложение в виде довольно большой статьи Николая Кашкина "Из воспоминаний о П.И. Чайковском", законченной еще 25 апреля 1918 года в день 85-летия со дня рождения композитора. Первоисточник этой публикации не указывается, как не указывается в последнем переиздании тот факт, что впервые дневники Чайковского увидели свет в рамках воспоминаний его брата, Модеста Ильича, "Жизнь П.И. Чайковского", вышедших в издательстве Юргенсона неизвестно в каком году. К чести издания 1923 года отметим, что там эта информация есть.

Если говорить о содержании самих дневников, охватывающих период с июня 1873 по май 1891 г., то в первую очередь отметим их нарочитую антиисповедальность. В этих почти ежедневных заметках практически отсутствуют какие бы то ни было размышления. Не найти там и столь интересных любителям мемуарно-дневникового жанра подробностей о том, как в голове великого мелодиста зарождались замыслы его творений или же каких-либо пикантных подробностей духовной жизни Чайковского, ни говоря уж о жизни интимной.

Литературный язык Петра Ильича предельно лаконичен и сух. Вот, например, запись от 6 апреля 1886 года: "Дождь. Пошел в город. Попал сначала в Армянскую церковь, потом в Сионский Собор. В первой был поражен новостью зрелища и безобразным пеньем; во второй видел Экзарха и слышал его проповедь. Дома завтракал с Василием Васильевичем. Гости. Ушел к себе. Коля Переслени, Карнович. Визит целой компаньей к Гончаровым. Возвратившись домой, ходил с Паней и Колею по галерее. Свинкин. Читал. Обед. Корганов и офицер Вериновский. Винт. Испытывал ощущения… особого рода".

А вот другая запись: "Занятия. Михайлов-певец. Завтрак с Колей. Ходил за Бобиным портретом. Дома. Взял ложу в Малом театре для Алексея и С. <...> …Концерт. Симфония Римского-Корсакова, увертюра Глазунова, вещицы Щербачева и т.д. Дождь. Я у Палкина. Появление Глазунова, Дютша и т.д. Я с ними. Шампанское. Поздно домой."

В таком духе написаны все дневники Петра Чайковского. В процессе их чтения периодически возникает ощущение некоторой принужденности автора к ведению этих записей. Возможно, это связано с тем, что мы имеем дело с дневниками именно композитора, для которого более удобным языком изначально является музыка. Ведение же дневника представляется в этой связи добровольной, но вместе с тем скучной обязанностью, опять-таки непонятно перед кем. Перед самим ли собой? Перед другими? Возможно, Чайковский предполагал, что его дневники будут опубликованы и намеренно не считал нужным сообщать гипотетическим читателям более откровенные сведения, чем информацию о том, хорошо ли он спал и во сколько проснулся? Кстати говоря, последняя тема, а именно протекание ночного сна, является чуть ли не основной. Почему это так? Ответа нет.

В какой-то степени некое подобие интриги абсолютно бесконфликтным заметкам Петра Ильича в последнем издании "Дневников" придает, собственно, приложение: вышеупомянутая статья Николая Кашкина, имевшего тесные дружеские отношения с автором, в которой он сообщает об "очень важном эпизоде" из жизни Чайковского, ставшем "…моментом крутого перелома в ее течении, после которого как самая жизнь, так и деятельность Петра Ильича пошли по новому руслу. Эпизодом этим была женитьба Петра Ильича на Антонине Ивановне Милюковой. <...> Только после женитьбы в лице его залегла та безнадежно грустная складка, которая потом покидала его только в моменты особенно бодрого одушевления или в еще более редкие моменты короткого возврата той искренней, полудетской веселости, которая раньше была присуща его натуре". Но есть ли хоть что-нибудь об этой глубочайшей, по словам Кашкина, душевной травме на страницах дневников Петра Ильича? Ни единого слова! Если что-то и было, то, видимо, было уничтожено. Чайковский в рамках традиционно исповедального жанра не оставил практически ничего личного, никаких ярких индивидуальных переживаний, за исключением, конечно, сведений о состоянии своего здоровья и протекании снов.

В своей статье Николай Кашкин вспоминает еще один знаменательный эпизод. Однажды, во время посещения им Петра Ильича, уже в период его жизни в Клину, композитор, никогда ранее не сообщающий никаких подробностей о своих отношениях с бывшей супругой, попросил Кашкина прочитать ее последнее письмо. После некоторых колебаний Кашкин согласился. Описание этого эпизода в его интерпретации выглядит так: "Письмо было написано складно и как будто содержало какие-то горячие запросы, так как пестрело восклицательными и вопросительными знаками. Когда я прочел письмо до конца и посмотрел на Чайковского, он в ответ на мой молчаливый вопрос обратился ко мне также с вопросом: "Ну скажи мне, о чем здесь в письме говорится?" Тут только я сообразил, что определенного, реального содержания в письме не было".

Таково, по сути, и реальное содержание дневников самого Чайковского.

 












www.class-music.ru © 2007