АМСТЕРДАМ, 18 августа. Скоропостижная смерть 35-летнего Вольфганга Амадея Моцарта могла быть следствием эпидемической стрептококковой инфекции. Как сообщает Lenta.Ru, к такому выводу пришел нидерландский врач-офтальмолог Ричард Зегерс.
Зегерс утверждает, что он и его коллеги собрали компендиум сведений не только о симптомах, которыми страдал композитор накануне смерти, но и о наиболее распространенных причинах смертности в Вене в конце XVIII века. Исследователи обратились к событиям ноября-декабря 1791 и января 1792 годов (Моцарт умер 5 декабря 1791 года). Оказалось, что в этот период наиболее часто люди умирали от туберкулеза, недоедания, желудочно-кишечных заболеваний, инсультов. Но, кроме того, в записях за этот период часто отмечается один симптом, который встречался неожиданно часто у сравнительно молодых горожан — отечность. Возможно, это указывает на небольшую эпидемию заболевания, связанного с почками.
Известно, что в последние дни жизни Моцарт страдал сильнейшими отеками, которые мешали ему даже поворачиваться в постели. Кроме того, в числе его симптомов были лихорадка, боли в спине, сыпь. Все это укладывается в картину стрептококковой инфекции, за которой последовало заболевание почек — гломерулонефрит.
В сентябре 1791 года Моцарт вернулся из Праги в Вену, завершил «Волшебную флейту», посетил Баден, где его жена лечилась на водах, и приступил к «Реквиему», будучи, по-видимому, вполне здоров. 20 ноября он в последний раз выступил на публике, а через два дня слег. Менее чем через две недели он скончался. В бумагах о его смерти указаны два симптома — лихорадка и сыпь, которые даже в XVIII веке диагноза не составляли. Хотя вскоре в газетах появились слухи о том, что композитор был отравлен, в XIX веке версию об убийстве Моцарта Сальери рассматривали не слишком серьезно, подозревая, что истинная причина смерти Моцарта была в одной из болезней. В качестве вариантов упоминались сифилис, острая ревматическая лихорадка, васкулит, трихиннелез (от плохо прожаренных свиных отбивных), сепсис после процедуры кровопускания.
Ричард Зегерс полагает, что его гипотеза о стрептококковой инфекции на сегодняшний день наиболее удовлетворительна, поскольку учитывает не только симптоматику, довольно ненадежную, но и общую эпидемиологическую ситуацию в Вене в 1791-1792 годах.
Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756–1791) — австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца.
Первые сочинения появились в 1761года. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 году в Лондоне исполнены его первые симфонии. В 1770 году Моцарт некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в Болонье.
В 1769–81 (с перерывами) годах состоял на придворной службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 года как органист. В 1781 году переехал в Вену, где создал оперы «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро»; выступал в концертах («академиях»). В 1787 году в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан», тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского камерного музыканта» при дворе Иосифа II.
В 1788 году создал три наиболее известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 годах выступал с концертами в Германии. В 1791 году Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.
Моцарт создал свыше 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его творчества — музыкальный театр. Творчество композитора составило эпоху в развитии оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально-симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений.
|